Меня зовут Наталья Михайловская, я преподаю историю искусства в Гимназии 1543, много лет назад создала свой авторский курс, по которому обучаю ребят с 5 по 11 класс. Водила своих учеников по Москве, по музеям (тогда это все еще разрешалось). И на одной из экскурсий познакомилась с Елизаветой Александровной Зверевой, для меня просто Лизой. Она-то и ввела меня в мир Большой Перемены. Для начала она убедила меня, что я должна придумать экскурсию по Москве для особенных ребят, которые здесь учатся. Я даже не подозревала тогда, что такая «особенность» вызовет у меня не только абсолютное приятие, но и любовь. Самое главное в них – совершенная честность в отношениях с миром. Нет ни штампов, ни общественно принятых моделей, ни имитации интереса. Они открываются только на искренность и тепло. И тогда общением с ними ты наслаждаешься, потому что происходит и твое «остранение» от типовых взглядов на искусство, ты начинаешь прозревать.
Одним словом, теперь уже за нашими плечами долгий опыт общения. Три года, шаг за шагом мы смотрели всю коллекцию Третьяковской галереи, за десять лет обошли почти всю Москву и продолжаем это делать. На наши занятия приходят не только новые ученики, но и ученики прежних лет, часто со своими семьями. На все эти походы мы приглашаем всех желающих и благодаря благотворительным пожертвованиям на образовательные программы фонд может: заказать автобус и повозить ребят по Золотому кольцу, купить им книги и т.д.
Когда начался карантин, возникло общение в зуме, нам очень не хотелось прекращать наши беседы. Сначала мы виртуально обошли с ребятами и их близкими многие мировые музеи – и Уффици, и Тейт, и Боргезе. Потом решили заняться мировой живописью, изучая разнообразные архетипы. Так родилась серия «Воображаемый музей», которую полюбили и ребята, и наши гости, и я сама. Это истории об одном сюжете или образе в искусстве, который по-разному раскрывается у художников разных эпох и стран. Особый интерес вызывает обращение к современному искусству, на которое мы выходим в каждой серии – это провоцирует яркие дискуссии, ведь речь идет и о нашем времени, то есть о нас с вами. У нас было уже несколько серий, которые вы можете найти в записи и приобрести, тем самым включившись в наш круг познания, а заодно и поддержав наш фонд материально. В новом учебном году мы планируем продолжать наши занятия. И если вам это интересно, если вы хотите узнать не только истории о картинах, но и почувствовать нашу особую атмосферу, заходите, мы будем вам очень рады.
Лекции из цикла «Воображаемый музей»
1. «Комната в искусстве»
«Не благодать твою, не почесть,
судьба земли, оставь за мной
лишь этой комнаты непрочность,
ничтожную в судьбе земной.»
(Белла Ахмадуллина, Описание комнаты)
Мы с вами продолжаем говорить и думать об искусстве, но за основу берем не эпоху, не музейное собрание, не творчество одного художника – мы будем говорить об образе, который становится художественным феноменом. Мы будем идти с этим образом сквозь времена и стили, смотреть как он может быть многообразен и сложен.
И первый наш образ – комната. Это личное пространство, где свойства материи становятся отражением духа. Это наша внутренняя пещера, убежище, мастерская. Чем сложнее человек, тем интереснее место его пребывания. А учитывая, что сложность свою человек осознал ближе к началу 20 века, когда новейшая наука психоанализ раскрыла ему глаза на бесконечные лабиринты его психики, акцент мы будем делать на работах современных художников. По сути, для нас это возможность приблизиться к изучению искусства 20 века, потому что образ Комнаты был близок и постимпрессионистам, и дадаистам, и поп-артистам, и…. Нет, не буду пока открывать двери, хватит и чуть приоткрытой форточки. Чтобы войти – приходите.
2. «Нарцисс и нарциссизм в искусстве»
В наши дни мы погрузились в проблему пандемий и выхода из них. За вирусами живыми мы не увидели вирусов психологических, которые давно уже завоевали человечество. Один из них – нарциссизм! Эта проблема давно исследует и психологами, и психиатрами и … художниками. И если вы думаете, что речь идет только о самовлюбленности, то вы недооцениваете глубины темы! Мы рассмотрим с вами историю старого мифа в деталях и проследим все аспекты и тональности его передачи в изобразительном искусстве от античности до наших дней. Конечно, особое внимание мы уделим 20 веку, когда самоидентификация становится ключевым вопросом для людей. Нашими проводниками станут Караваджо и Пуссен, Зинаида Серебрякова и Сальвадор Дали, а также наши современники, которые скрупулезно исследуют тему.
3. «Рыба в искусстве»
Это только на первый взгляд рыба – еда. Рыба – это сложный символ, таящий в себе множество смыслов. Еще в древности человек связывал рыбу, обитательницу водной стихии, с зарождением жизни на земле. А на чем стоит мир вы помните? Рыба, служащая опорой земле, встречается во многих мифологических системах, а уж про «чудо-юдо рыбу кита» кто не слыхивал? Рыба связана и с миром предков. Многие народы считали, что, умирая, душа человека переселяется в рыбу. В античности зарождается зодиакальное понятие о рыбе, в христианстве рыба становится знаком Христа, а Средневековье вводит рыб в алхимическое пространство.
Художники не могли пройти мимо такого многогранного образа. И мы отправляемся с вами в путешествие сквозь века, чтобы увидеть, как трансформировался образ рыбы, как насыщался он новыми идеями и насколько стал востребован художниками 20 века. Мы будем говорить и о классике – Ренессансе и барокко, и о сложных интерпретациях мастеров времен недавних. Среди картин будут рассмотрены работы Питера Брейгеля Страшего, И.Босха, Филиппино Липпи, Ж.Шардена, Э.Мане, П.Клее и многих других.
4. «Тень в искусстве»
Возможно, в юности вы читали сказку Андерсена, где тень стала хозяином, а хозяин тенью, а потом и вовсе погиб по ее воле. В 20 веке поисками теневого двойника человека начинают заниматься крупнейшие психиатры, а изобразительное искусство захватывает тема теневых трансформаций. Итак, вы уже поняли, что наш новый образ – это «Тень». Мы будем исследовать ее в самых разных аспектах – от безобидных отражений и силуэтов, до мифологических структур и проблем теневых сторон личности человека. Путь наш пройдет от античности, откуда берут свое начало многие идеи, до наших дней. Какая же сторона нашей личности лидирует сегодня? И почему так важно это соревнование? Завесу приоткроет искусство.
5. «Лестница в искусстве» (2 части)
«Всё каменней ступени,
Всё круче, круче всход.
Желанье достижений
Еще влечет вперед»
Эти строки Валерия Брюсова могут отозваться в душе многих людей. Наш путь, если он осмыслен, уподоблен лестнице. Может ли обретать формы мощной метафоры один из самых привычных функциональных элементов нашего быта? Когда возникла эта метафора? Что в ней – подвиг подвижничества или жест высокомерия? И как отделить одно от другого? Есть ли переход из быта в бытие? Ответ будем искать в исследовании лестницы, который всегда вдохновлял философов, художников, поэтов и архитекторов.
Наш путь по этой лестнице будет долог, потому что востребован во все времена. Мы начнем с мира неандертальцев, восточных деспотов к цивилизации христианской, а потом перейдем к периодам постижения рационального, затем к временам крушения разума и безбрежному хаосу 20 века. Для начала мы поделим наш путь на два этапа - на первом, который ожидает вас в самом ближайшем будущем, увидим развитие идеи лестницы в архитектуре, а также проанализируем разные видения образа в живописи от пещерных росписей до эпохи Возрождения. Не будем называть имен, чтобы не разрушать интригу повествования!
Во второй части мы продолжаем говорить о лестнице в искусстве, переступая порог 20 века. Она по-прежнему остается знаковым образом, обретая новые значения. Травма, беспутье, непостижимые пространства – художники-сюрреалисты разных стран будут рефлексировать через нее свои страхи. С другой стороны, попытка прорыва, ухода в свет тоже востребует лестницу. И, наконец, будет найден способ ухода в бесконечность. Мы рассмотрим с вами произведения как знаменитых художников (Хаима Сутина, Рене Магритта, Цая Гоцяна, Ильи Кабакова), так и откроем для себя новых, чьи работы, я уверена, останутся в вашем сознании.
6. «Зеркало в искусстве». Часть 1
«Художники всех времён и народов в своих произведениях постоянно обращались к зеркалу, таинственному и мистическому предмету, и находили яркие, впечатляющие, неожиданные решения. Зеркало всегда посылало двойника окружающего мира, а потому пугало и восхищало. Оно было мостом между реальностью и воображением. Во всех религиях и культурах зеркало является метафорой души, а, значит, в нем может отразиться и Бог.
На нашей лекции мы будем говорить об образе зеркала в живописи классической и современной, метафорах традиционных и специфических, философских идеях и простонародных поверьях».
Н.А. Михайловская
7. «Зеркало в искусстве». Часть 2
«Мы продолжаем исследование образа зеркала в искусстве. На этот раз мы погрузимся в глубокую образность картины Диего Веласкеса «Менины», собравшую в себя все таинственные представления о зеркалах предшествующего времени. И отсюда наш путь будет лежать в искусство современное, в котором соединяются исследования новых технологий (фотографии, кинокамеры) и опытов старых мастеров. Нашим объектом станет картина Эдуарда Мане «Бар в Фоли Бержер», а также портреты Валентина Серова и Зинаиды Серебряковой. Затем мы окунемся в трансформационную мистику зеркал сюрреалистов, заглянем в объектив фотокамер, делающих первые авторские селфи и прогуляемся по реальному пространству городов и полей, преображенному зеркалами».
Н.А. Михайловская
8. «Образ женской красоты в искусстве».
«Многие, вслед за Достоевским, задаются вопросом, «спасёт ли красота мир». И мы не будем исключением. Начнем с исследования, что есть красота и как её понимали наши предки, постепенно переходя к сегодняшним образам. Красота духовная и вульгарная, преобразующая и ломающая, тревожащая и дарящая гармонию – всё это раскрывается в искусстве, которое обращается к образу богини Любви. В первой части нашего путешествия мы посмотрим, как рождался и трансформировался образ Афродиты-Венеры в античные времена, какие неожиданные изменения произошли в эпохи Средневековья и Возрождения, а также зададимся вопросом о классической красоте».
Н.А. Михайловская
9. «Образ Афродиты от эпохи Возрождения до наших дней»
«Богиня любви продолжает волновать художников – её изображения от Ренессанса до новаторов ХХ века остаются одной из самых популярных тем. Мы поговорим о том, как художники открывали через её изображения метафоры чувственности, любви, брака, порока, раскаяния, боли. Как она становилась то новой Евой, то Марией Магдалиной, то колдуньей, то банальной теткой, то раковой больной. И всегда – таинственной, желанной, манящей и непредсказуемой. Мы пройдем через все «измы» европейского искусства, открывая для себя многообразие и единство творчества в постижении женщины».
Н.А. Михайловская
10. «Афродита в искусстве нового, новейшего и существующего времён»
Даже когда из сознания людей уходят миф и сказки, Афродита продолжает жить и удивлять своим протеизмом, то есть способностью менять формы и подстраиваться под окружающую действительность. Она мимикрирует под легкомысленную куртизанку и гранд-диву, ложится под нож авангардистов-экспериментаторов и хирургов, борющихся с раковой опухолью. Она набирает лишний вес, надевает маску гориллы, прячется в шкафу – и все равно остается самой женственной и желанной!
Н.А. Михайловская
Следите за анонсами!
Вы можете приобрести записи всех лекций Натальи Михайловской из авторского цикла «Воображаемый музей».
1. Нажмите на любой день.
2. Выберите и оплатите лекцию.
3. Запись лекции придёт на указанную Вами почту в течение 1-2 дней.
Если вы оплатили участие в событии, организатор должен был прислать вам ссылку. Если этого не произошло, обязательно свяжитесь с ним.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.